English version
ОКНО-ТВ
Главная  |  О компании  |  Наши работы  |  Контакты  |  OKNO Audio
05.02.2013
Спортивный интерес
Организация спортивного вещания накануне ряда важных международных мероприятий, которые предстоит проводить в России ... 

Спортивный интерес
Как подготовить и провести трансляцию

Организация спортивного вещания накануне ряда важных международных мероприятий, которые предстоит проводить в России, актуализировалась как предмет внимания и со стороны государства, и со стороны телевещателей. Тон кости освещения спортивных событий, рабочие моменты и проблемы в этой области в масштабах страны «МП» обсудил с руководителем отдела телевизионных и инфраструктурных систем компании «ОКНО-ТВ» Андреем Кретовым.

Спортсмены под прицелом
Из всех видов спорта под прицелом телекамер в нашей стране наиболее часто оказываются хоккей и футбол. Другим фаворитом отечественного зрителя стал биатлон. Безусловно, каждый вид спорта имеет свою специфику, которая заключается в двух аспектах. Первый -это насколько вид спорта телевизионен, то есть, можно ли его показать так, чтобы зрители смотрели, не отрываясь от экрана, а второй - это соответствие уровню проводимого соревнования. В странах, где спорт популяризируют, осуществляются телевизионные трансляции соревнований как международного, так и регионального уровня или организуют спортивные шоу, и зрители с удовольствием их смотрят. Я наблюдал, как в городе Тронхейм в преддверии этапа Кубка мира проходят квалификационные соревнования лыжников. Плохая погода, открытый стадион, идет дождь, но при этом трибуны наполнены поклонниками лыжного спорта, которые пришли поболеть за молодых норвежских спортсменов (а может быть, даже за спортсменов из того же Тронхейма), которые борются за право принять участие в официальном кубковом зачете. И я вполне допускаю, что происходящее на стадионе транслировалось на местном телеканале.
Конечно, в разных странах соревнования разного уровня освещают по-разному. Но однозначно, что соревнования из категории международных, например, чемпионат мира, Олимпийские игры, кубковые соревнования, обязательно должны освещаться на телевидении, потому что в этом заинтересованы Международные спортивные федерации и их спонсоры. И если по каким-то причинам телетрансляция не может осуществляться на том или ином стадионе или в том или ином регионе, то Международная спортивная федерация, скорее всего, откажет соискателю в праве проведения соревнования международного уровня.

Кадры для кадров
Сколько человек необходимо задействовать для организации той или иной трансляции, зависит от многих факторов - тут нужно сопоставлять и возможности телекомпании-производителя, и особенности площадки проведения соревнования, и то, какого качества картинку хочет получить заказчик телевизионной трансляции. Единых стандартов, в которых написано, что, к примеру, для освещения соревнования по керлингу нужно четыре человека, нет. При этом можно говорить о необходимом минимуме вовлеченных в процесс трансляции специалистов. Команда, которая разворачивает ПТС и обеспечивает ее работу, - это в среднем 10 человек. Для съемки на стадионе ставится определенное количество телекамер: скажем, на хоккее желательно, чтобы их было не меньше 10, максимум — это 22, как было в Ванкувере. Кроме того, должны быть люди, которые организуют телевизионное производство, осуществляют режиссуру, которые обеспечивают подготовку и выдачу повторов, вовлечены в звуковое и в графическое оформление программы - это еще человек пять минимум. Насчитав в итоге 25 человек, лучше брать 30, так как проведение телевизионных трансляций часто проходит в туринговом режиме, и возникает необходимость решать какие-то незапланированные задачи, не допускать сбоев.

Итак, для освещения крупного соревнования в регионе из местных ресурсов должна быть собрана бригада в количестве примерно 25-ти человек. На практике же из-за дефицита ресурсов бывает задействовано значительно меньше людей, что отражается на качестве трансляции в целом. Поэтому в каких-то случаях надежнее пригласить ключевых специалистов (например, ведущего оператора, режиссера трансляции, режиссера повторов) из Москвы или из Петербурга, поскольку там концентрация профессионалов выше, и к качеству трансляции они подходят более амбициозно.

Качественное замедление
Помимо специалистов, на объекте должна быть надлежащая техника, в первую очередь — телекамеры. Тут очень опасен формальный подход. Иногда говорят, что достаточно 10 камер, и этим ограничиваются. Но камеры должны быть определенным образом оснащены, в первую очередь объективами, соответствующими конкретной задаче, поставленной для конкретной камерной позиции, объективы не могут быть все одинаковыми. Также сами телевизионные камеры должны обеспечивать высокое качество формируемого изображения, быть настроены, то есть, быть подготовлены, причем настройка ведется как до начала трансляции, так и по ее ходу.
Все камеры подключаются к единому аппаратно-программному блоку (АПБ), который тоже должен иметь специальное оснащение. Качество спортивной трансляции зависит во многом от качества замедленных повторов и графического оформления. Наличие специальной техники -рельсы, краны, специальные штативы, системы летающей камеры, мини-камеры и т.д. Замедленные повторы в сочетании с эффектными ракурсами передают драматургию соревнования, а графическое оформление выполняет задачу информационного обеспечения, при этом является неким носителем фирменного стиля организатора соревнований. Существуют цвета федерации, логотип соревнований или логотип Международной спортивной федерации,те же хорошо всем известные олимпийские кольца. Бренд-бук организатора соревнований ложится в основу графического оформления, а данные протокола соревнований должны оперативно отражаться не только на табло стадиона, но и на телевизионной графике. Когда идет прямая трансляция, большую часть времени зритель смотрит стандартный показ соревнования, для которого достаточно четырех-пяти камер. Но когда наступает пауза после какого-то острого момента в игре или после забега, если мы говорим о легкой атлетике, то режиссер трансляции показывает очень короткое саммари,то есть, подборку наиболее ярких моментов, где действия спортсменов показаны в замедленном повторе. Наличие большого количества камер на стадионе связано именно с тем, что должно быть обеспечено достойное качество замедленных повторов. Обилие ракурсов позволяет показать яркий момент с нескольких сторон. Это ключевой параметр для обеспечения качества телевизионного показа в целом.
Сделать хороший замедленный повтор - дело непростое. Во-первых, нужны квалифицированные операторы, которые понимают, что они снимают под замедленный повтор. Во-вторых,должны быть так называемые «повторщики» — как правило, это ребята с квалификацией видеомонтажера, которые могут очень быстро делать нарезку фрагментов. И третья квалификация - это отдельный специалист, который собирает саммари, он должен уметь очень быстро смонтировать наиболее яркие моменты (по-английски они так и называются — highlights). В этом деле счет может идти на секунды. Режиссеры часто ездят со своей командой «повторщиков», потому что они понимают, что люди, которые будут им ассистировать, должны быть профессиональны и надежны, дилетантизм тут неприемлем - любой промах увидит зритель.

Технологии позволяют внедрять нетрадиционные режимы показа на основе цифрового ТВ, в том числе, и на мобильные устройства с использованием режимов показа видео материалов по запросу.

Боевая готовность
К сожалению, в России рынок аренды техники не так развит, как на Западе. Скажем, в Европе, где регулярно проходят международные соревнования по разным видам спорта, без труда находится оборудование, необходимое для качественной трансляции. Да и профессионалов там найти проще - на Западе большое количество фрилансеров, не работающих в штате определенной теле- или продю-серской компании и готовых участвовать в разовых проектах. График загрузки самых лучших специалистов расписан на годы вперед, потому что эти люди имеют определенную репутацию и они высоко востребованы. В России проведение универсиады в Казани, Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу наверняка положительно повлияет на данную ситуацию, и специалистов станет больше.
Технические средства и персонал должны быть постоянно в работе. Если будут приобретены современные техсредства и будет мобилизован персонал, который отработает какое-то одно событие, но потом будет простаивать, то люди потеряют квалификацию или займутся работой в неспортивных телепроектах. Тут, как в армии, — постоянно должна быть боевая готовность. Поэтому вопрос профессиональной подготовки специалистов телевидения переходит на политический уровень. Раз деньги вкладываются в развитие спортивной инфраструктуры, в том числе, и телевизионной, то у этой инфраструктуры должна быть перспектива периодического использования. А чтобы она появилась, мы должны себя показать с хорошей стороны. Если Международные федерации увидят, что в РФ действительно есть ресурсы, способные адекватно осветить спортивные мероприятия высокого уровня,то они будут обращаться к нам снова и снова. Причем, приглашать россиян могут и на проведение трансляций с событий, проходящих в других странах.
Для России свойственно все ресурсы концентрировать в Москве, а в регионах многое происходит по остаточному принципу. На Западе ситуация немного другая: там различие между «городом и деревней» не такое большое, и мобильность людей там выше: люди из одного города могут приехать в другой для того, чтобы быть задействованными на том или ином мероприятии. В России за счет размеров и за счет традиций, к сожалению, такая практика — редкость. Но я допускаю, что если пройдут крупные спортивные события и будут сделаны выводы, отобраны люди, в том числе, из регионов, то они могут в этих регионах продолжать работать, но в перспективе быть задействованы как на региональных спортивных мероприятиях, так и на всероссийских или даже международных.

В мультимедийном формате
На крупных стадионах, особенно на тех, где проходят регулярные матчи или соревнования, часть оборудования для телетрансляций может устанавливаться стационарно. Но в России пока таких площадок немного, поэтому при спортивном вещании используются мобильные средства - на стадион приезжает ПТС, оснащенная необходимой техникой. Понятно, что место базирования передвижной станции должно быть продумано: если приобрести слишком много мобильных средств в одном регионе, то они будут простаивать, если же их окажется мало, мероприятия будут переноситься в другое место из-за невозможности провести трансляцию (таковы условия спортивных федераций).
Техника развивается, становится более компактной. Помимо ПТС появились и другие решения, например, когда телевизионная техника перевозится в виде транспортных кейсов. Развиваются также каналы связи — сегодня телекоммуникационные услуги очень хорошо интегрируются в телевизионное производство. Поэтому становится популярным дистанционный режим работы, когда АПБ находится на телецентре, а на стадион выезжает только какое-то ограниченное количество техники, скажем, только телекамеры и оборудование, обеспечивающее доставку сигнала с телекамер в телецентр, где уже осуществляются режиссура, оформление, показ повторов и пр. Такой вид развертывания становится все более популярным, продюсеры все чаще говорят, что для правообладателей намного разумнее вывозить на места проведения соревнований именно небольшие мобильные комплекты и эксплуатировать их в дистанционном режиме.
Если говорить о хост-вещании, то есть о формировании базовой программы,™ ПТС еще долго будут основным техническим средством, которое размещается на стадионе.
И наконец, организатор освещения спортивного события должен обязательно учитывать тот факт, что телевизионная картинка со значимых мероприятий сегодня распространяется не только с помощью традиционного телевидения, поэтому все системы должны быть готовы работать в формате мультимедиа. Это означает, что на стадионе должны присутствовать ресурсы для высокоскоростной передачи данных — речь идет о наличии оптоволоконных линий как внутри стадиона,так и между стадионом и городской инфраструктурой. Стадионы должны оснащаться современными системами кабельного телевидения (внутренняя сеть распространения) и системами беспроводной передачи данных. Все это позволит внедрять нетрадиционные режимы показа на основе цифрового телевидения, в том числе, и на мобильные устройства с использованием режимов показа видеоматериалов по запросу.
Телекомпании и медиаспециалисты должны уделять внимание не только формированию базовой программы, но и научиться искусству показа спортсменов вне игрового поля, передавать атмосферу болельщиков, фэн-клубов, предоставлять уникальную статистическую информацию, проводить обзоры с участием экспертов до начала, во время и после соревнований. Все это популяризирует тот или иной вид спорта и превращает просмотр соревнования в занимательный процесс с возможностью использования современных мультимедийных средств — персональных компьютеров и гаджетов.

Источник: МедиаПрофи, №1-2 2013



ОКНО-ТВ Facebook Twitter VK
Copyright © 2011 «ОКНО-ТВ». Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью соответсвующих владельцев. Никакая часть электронных документов не может быть перегруппирована, продана, или скопирована без согласия «ОКНО-ТВ». Предназначено только для индивидуального пользования.