English version
ОКНО-ТВ
Главная  |  О компании  |  Наши работы  |  Контакты  |  OKNO Audio
17.10.2012
"СТС-Волга". Автоматизируем все
Практически все, кто работал на телевидении на рубеже тысячелетий, помнят технологию врезки программ, в том числе и рекламы, в федеральный сигнал.

Неизбежная потеря качества

 Преимущественно это было реализовано на базе ленточных технологий с применением микшера и пульта. Рекламные споты в определенной последовательности собирались в блоки, а блоки собирались на каждый день в своем порядке. Все это делалось на видеомагнитофонах с неминуемой потерей качества. При этом возникал ряд проблем, таких как неверная информация о длительности роликов, что могло приводить к "переполнению" блока. В связи с необходимостью ручного труда во время сборки блоков нередко происходила пересортица, и вместо одних роликов в эфир выходили другие, а возможность оперативной замены спотов отсутствовала.

Примерно к середине 1990-х годов появились компьютерные платы, способные воспроизводить видео. Наиболее совершенные из них могли воспроизводить последовательность видеофайлов, беря ее из текстовых файлов. Мы сразу стали примерять появившуюся технологию на себя. Написали программы, макросы и научились оперативно составлять рекламные блоки. Это было большим шагом вперед.

Проблемы врезки

Однако остались проблемы врезки. По-прежнему использовался микшер. Оператор выпуска из состояния полной расслабленности во время федерального эфира переходил в состояние высшей сосредоточенности в моменты перехода на местную врезку и обратно на федеральный канал. При этом, конечно, возникали ошибки в виде микропланов. Также в случае недозаполнения регионального окна рекламный блок дополнялся отбивкой длительностью до 15 секунд. В случае пропадания сигнала со спутника в эфир ставились видеоклипы и они шли от нескольких минут до нескольких часов, вплоть до восстановления спутникового сигнала. В результате эфир, особенно если прибавить сбои компьютерной системы, выглядел "местечковым".

Знакомство с BRAM Tech

В конце 1999 года нами были начаты поиски решений, в которых все компьютерные подсистемы, включая систему ввода-вывода видеоданных, сбалансированы и соответствуют друг другу. Перебрав с десяток компаний, в том числе и иностранных, производящих видеосерверы, мы познакомились с фирмой, ныне называющейся BRAM Technologies (Москва). На тот момент она недавно вышла на рынок, но сразу предоставила нам ряд возможностей, которых не могла дать ни одна другая компания.

Наши требования были таковы:

- удаленное управление;

- четыре месяца Up Time;  

- поддержка русскоязычных названий роликов.

Самое главное состояло в том, что BRAM Technologies была готова реализовать все наши требования. За прошедшие полтора года поисков мы многое поняли. Например, то, что необходимо избавиться от микропланов, от излишне длинных отбивок, от выдачи видеоклипов во время отсутствия сигнала со спутника. Все это было бы возможным, если заранее знать, что именно придет со спутника. То есть нужна предварительная запись спутникового сигнала, благо федеральный сигнал раздается для нескольких часовых поясов. Мы выбрали сигнал "+7". Серверы BRAM Technologies потенциально предоставляли нам требуемые возможности. Это оборудование имело возможность одновременно записывать сигнал, просматривать, размечать и воспроизводить материал в соответствии с произведенной разметкой. Было реализовано удаленное управление. Так, серверы и каналообразующее оборудование размещаются в серверной и коммутируются короткими линиями, а все управление происходит из аппаратной выпуска или вообще с любого компьютера, включая Интернет. Таким образом была решена задача сохранения работоспособности тракта даже при полном разрыве связи между каналообразующим оборудованием в серверной и средствами контроля и управления в аппаратной выпуска.

Разметка "кольца"

 Но были две трудности. Первая заключалась в необходимости проводить разметку в ручном режиме, визуально определяя предполагаемые места переходов, — это работа на весь день, даже для одного канала. Вторая — в наличии линейной записи. То есть либо иметь файл длиной в сутки, либо резать материал на куски, но с потерей части видеоданных. Здесь и проявилась готовность BRAM Technologies к реализации запросов клиентов. Отказавшись от автоматизации разметки, ее специалисты в короткие сроки реализовали запись в "кольцо" произвольной длительности. Сигнал со спутника записывается в "кольцо" на сервер. Наличие "кольца" в разы сокращает потребность в дисковом пространстве, избавляет от необходимости ежедневно формировать новую запись. Наличие предварительно записанного сигнала делает возможным заблаговременный контроль точек входа и выхода из регионального окна. Мы же занялись автоматизацией разметки "кольца".

Собственное ПО

Здесь следует сделать небольшое отступление и заметить, что разметка "кольца" была не первой задачей, решенной нашими специалистами. В самом начале 2002 года на работу в телекомпанию пришел молодой программист Николай Тяпаев, который занялся созданием ПО подготовки эфирного трафика. Затем Николай с успехом реализовал задачу контрольной записи эфира на жесткий диск компьютера, использовав бытовой тюнер aver media. Это позволило нам избавиться от использования видеомагнитофона и связанных с ним и кассетами чехардой и неудобствами. Систему контрольной записи мы назвали TCR, и сейчас она успешно продается. Вернемся к автоматизации.

Программное обеспечение видеосерверов AutoPlay работает с базой MS SQL. Нашей задачей было с помощью собственного ПО заполнить базу данных видеосерверов. Это была нетривиальная задача, но наши программисты успешно с ней справились. На первых порах работали макросы, экспортирующие данные из Excel. Спутниковый сигнал размечался на федеральные и региональные события TimeDelay. Региональные события заменялись на списки местных рекламных спотов. В конце 2002 года началась опытная эксплуатация, с целью проверки правильности методов заполнения базы данных видеосервера и проверки надежности системы в целом. Переход с федерального сигнала на региональную программу происходил с кадровой точностью. Мы продолжили разработку ПО. Теперь была поставлена задача избавиться от излишне длинных отбивок. Представим себе, что региональное рекламное окно имеет продолжительность одну минуту и состоит из нескольких фрагментов. Общая длительность спотов в рекламном блоке составляет 55 секунд, а не 60. В обычном случае эти пять секунд до перехода на федеральный канал заполняются отбивкой с неясным окончанием звукового сопровождения.

А что если следующее событие TimeDelay начать на пять секунд раньше? Тогда и его окончание произойдет раньше на пять секунд. Теперь мы имеем возможность следующий рекламный блок увеличить на пять секунд. Баланс длительности рекламы в часе будет соблюден, и отведенное для рекламы время будет полностью использовано. Для реализации этой задачи был написан еще один программный модуль. Затем количество подобных модулей стало множиться. Появились приложения для проверки формата видео и звука, проверки физического наличия файлов на массиве, участвующих в эфире, проверки отставания-опережения относительно федерального расписания эфира и прочее.

 +7 и +4

16 декабря 2003 года видеосервер был сдан в эксплуатацию. Исчезли длинные отбивки, заранее стало известно, сколько времени будет отсутствовать сигнал со спутника. Появилась возможность заменять "дыры" в эфире не музыкальными клипами, а другими программами или даже фильмами. Однако этой возможностью мы ни разу не воспользовались, поскольку в январе 2004 года был приобретен и введен в эксплуатацию второй видеосервер. При этом на один сервер записывался сигнал "+7", а на другой — "+4".

В случае пропадания сигнала со спутника всегда была возможность заменить сигнал с одного сервера сигналом с другого с помощью эфирного микшера. Большое количество последовательно запускаемых модулей иногда приводило к ошибкам инженера выпуска. Поэтому была сформулирована задача создать единый программный продукт, включающий все этапы подготовки эфирного плейлиста. Спустя год, в 2005 году, такой программный продукт был создан.

4Set

 Программный комплекс 4Set, написанный на высоком профессиональном уровне и работающий в виде "мастера", в интуитивно понятной форме, ведет инженера выпуска от самого начала производственного цикла до финала — управляющей программы видеосервера AutoPlay. Программа 4Set учитывает длительность включаемых материалов с кадровой точностью. В результате использования заставок и отбивок стандартной длительности эфир выглядит высокопрофессиональным (отсутствует выход на федеральный канал на полуслове, и нет неоправданно длинных отбивок). Максимально используются региональные окна.

Устранена проблема несовпадения длительности регионального блока и регионального окна. Решен вопрос присутствия местного логотипа во время выхода федеральной рекламы. При написании 4Set учитывалась возможность переноса технологии в другие компании. Система имеет множество настроек под любые форматы входных данных. Все программные модули 4Set описаны в инструкциях по инсталляции и настройке. Специально разработана инструкция для инженеров выпуска. При необходимости обучение нового инженера выпуска происходит всего за две-три смены. Комплекс легко масштабируется и может вещать несколько каналов одновременно.

Эргономичность комплекса тщательно продумана. Например, с целью повышения комфорта прослушивания звукового сопровождения трех каналов, помещение аппаратной выпуска обшито звукопоглощающими материалами, а в используемых устройствах, в том числе и в сервере управления выпуском, расположенном здесь же, в аппаратной, отсутствуют вентиляторы.

Преимуществами технологии 4Set — AutoPlay являются:

- функциональная завершенность (полная интеграция в бизнес-процессы станции);

- полная утилизация региональных окон;

- технологичность; стабильность работы;

- легкость управления; сокращение численности службы выпуска;

- полный контроль, в том числе и удаленный, за выходящим материалом.

Система настолько технологична, что в одном лице инженер выпуска совмещает:

- выпускающего режиссера;

- режиссера монтажа эфира;

- трафик-менеджера;

- монтажера роликов.

То есть четыре инженера выпуска, работающие посменно, полностью обеспечивают эфир. Есть и пятый человек — старший инженер выпуска.

В его функции входит взаимодействие со СМИ, подготовка отчетов (кстати, формирование настроенных отчетов происходит по запросу к созданному программному комплексу), руководство службой и подмена инженеров выпуска на время их отпуска или болезни. Так что с финансовой точки зрения технология также выглядит привлекательной, поскольку нет необходимости резервировать по одному окладу на каждого из работников на время отпуска.

Выигрывает и качество эфира. С сокращением цепочки подготовки сокращается влияние "человеческого фактора". Приемом материала для трансляции, его подготовкой и выпуском в эфир занят один и тот же человек. Занесение видеоматериалов в базу данных производится с полной ответственностью, поскольку специалист знает, что он же и будет потом использовать эти данные.

"Домашний"

 В 2006 году нам было поручено организовать формирование еще одной программы (канал "Домашний"). Приобретя теперь уже двухканальный видеосервер, мы в течение недели организовали аппаратную часть выпуска, и те же пять человек стали управлять формированием и выдачей двух каналов. Надо сказать, что теперь подготовка эфирного расписания на один эфирный день каждого канала для основного и резервного (на самом деле они равнозначны) серверов занимает не более 40 минут.

 "Перец"

В 2011 году возникла необходимость формирования третьего канала (канал "Перец"). Приобретя еще один видеосервер Azimuth, обслуживающий два канала TimeDelay, и необходимую обвязку, мы подготовили аппаратную часть. Теперь силами все тех же посменно работающих пяти человек формируются и выпускаются без ущерба для качества три канала.

 eLog

За прошедшие годы система формирования сигнала постоянно совершенствовалась. При всех своих положительных качествах предварительная запись привела к необходимости наблюдения не только за эфирным сигналом, но и за сигналами с каналов +7 и +4. Ухудшение или пропадание сигнала определялось визуально, и инженер выпуска мог просто не заметить проблемы. По мере увеличения каналов вещания ситуация только усугублялась бы. Так появилась система eLog, анализирующая информацию о состоянии оборудования.

Подавляющее количество устройств, входящих в объединенный тракт трех каналов, имеют подключение по SNMP. eLog регистрирует все проблемы сигналов и оборудования, включая спутниковые тюнеры, в электронном эфирном журнале. Добавление новой записи сопровождается звуковым и визуальным сигналом. На каждое критическое сообщение в электронном журнале eLog инженер выпуска обязан отреагировать, пройдя авторизацию. Время сообщения от тюнеров и время ответа инженера вносятся в электронный журнал автоматически. Так попутно решаются и административные задачи. Не остаются без внимания и последние разработки BRAM Technologies. Введены в эксплуатацию модули графического оформления эфира TitleStation. Надо сказать, что и ПО самих видеосерверов AutoPlay было значительно улучшено. В частности, появилась автоматическая коррекция возможного пропуска кадров.

В завершение хочется, без ложной скромности, сказать, что наш практический опыт, наши талантливые и неравнодушные сотрудники в сочетании с надежными и функциональными продуктами BRAM Technologies позволили нам построить уникальную по своим характеристикам систему автоматизации всего производственного цикла. Мы планируем развиваться и дальше, а со всеми желающими готовы поделиться опытом.


Источник: журнал "625"
Автор: Василий Новиков, технический директор ЗАО "Радио-Волга-ТВ"



ОКНО-ТВ Facebook Twitter VK
Copyright © 2011 «ОКНО-ТВ». Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью соответсвующих владельцев. Никакая часть электронных документов не может быть перегруппирована, продана, или скопирована без согласия «ОКНО-ТВ». Предназначено только для индивидуального пользования.