English version
ОКНО-ТВ
Главная  |  О компании  |  Наши работы  |  Контакты  |  OKNO Audio
15.09.2011
Цифра вместо ленты. Новый эфирный комплекс на "СТС Медиа".

В проекте реализованы решения, построенные на интеграции систем безленточного производства, управления расписанием, вещания и архивирования.

В 2008 году российский медиа-холдинг "СТС Медиа", в составе которого уже были каналы "СТС Первый развлекательный" и "Домашний", приобрел телеканал "ДТВ". Потребовалась модернизация единой технической базы воспроизведения поясного вещания всех трех каналов в эфир. Были приобретены дополнительные серверы, оборудование оформления эфира и пр., расширена система автоматизации. И стало понятно, что дальнейшее расширение и модернизация технологического комплекса на существующей площадке невозможно.

Кроме того, в случае форс-мажорных обстоятельств существовал риск потери всего бизнеса. Совет директоров принял решение строить новый офис и новый технологический комплекс, а существующую площадку оставить в качестве резерва основного технологического комплекса. Строительство было решено осуществлять на базе существующего производственного комплекса на улице Правды. Здание, предназначенное для создания нового технологического комплекса, было построено в середине прошлого века как больница. Потом в нем размещались цирковое училище и ряд других организаций. В конце концов, владельцем здания стало ОАО "Телеэкспресс" — вещатель телевизионного канала "31". В 2004 году ОАО "Телеэкспресс" вошло в состав холдинга и с 2005 года стало производственной базой телеканала "Домашний". Для создания нового технологического комплекса производственная база телеканала "Домашний" была переведена в другое здание, а в помещении ОАО "Телеэкспресс" был проведен ремонт.

Работы по созданию нового технологического телевизионного комплекса в результате тендера были поручены известному российскому интегратору "Окно-ТВ". Эта же фирма возводила перегородки, монтировала компьютерные полы, подвесные потолки и т.д. Потребовался большой объем инженерных работ по оснащению технологического комплекса системами кондиционирования и электропитания, телефонией и компьютерными сетями, охранной сигнализацией, системой пожарного оповещения и т.д. Все инженерные коммуникации были встроены в уже имеющиеся в здании сети, создан единый центр управления. Основной идеей технического задания на новый телевизионный технологический комплекс является создание единых технико-экономических бизнес-процессов.

Блок-схема бизнес-процессов нового технологического телевизионного комплекса приведена на рис 1. Отдел перспективного планирования готовит сетку вещания в соответствии с лицензией и другими нормативными документами, выбирает и приобретает медиаматериалы у сторонних заказчиков, а также заказывает материалы собственного производства. В сетке вещания предусмотрены коммерческие окна. Их заполняет отдел размещения рекламы. Программный отдел на основе предоставленных материалов готовит программы передач и эфирное расписание на каждый день с точностью до кадра. Для создания бизнес-процесса от покупки программных прав до создания эфирных расписаний было выбрано программное обеспечение Provys TV office.

2.jpg

Все аудио- и видеоматериалы компании поступают в цифровую систему управления медиаактивами (MAM — Media Asset Management), которая включает в себя оперативное и долговременное хранилища медиаданных — электронную библиотеку. Непосредственно формирование эфирных сигналов происходит в соответствующем комплексе. Поскольку в существующем телевизионном техническом комплексе используется система автоматизации воспроизведения в эфир HARRIS D-Series и необходима интеграция нового комплекса с существующим, была выбрана такая же система, а точнее, две взаимосвязанные системы автоматизации. Первая (Playout Automation) предназначена для формирования каналов вещания, согласно текущим эфирным расписаниям. 3.jpgВторая (Ingest Automation) используется для записи видеоматериалов с кассет и внешних линий в серверы, а также, в случае необходимости, предварительного просмотра записанных материалов перед копированием в общий дисковый массив или в цифровой архив. Специальное расписание для записи видеоматериалов создается системой Provys и пересылается в систему автоматизации. Последние непосредственно связаны с цифровой системой управления медиаактивами и системой графического оформления эфира.

Сформированные эфирные сигналы компрессируются и мультиплексируются в цифровые потоки, которые по оптоволоконным линиям связи передаются спутниковым операторам и на эфирные передатчики. Система архивации эфира контролирует и записывает сигналы с эфиров и со спутников, формирует необходимые отчеты о прохождении передач в эфире. Главным условием проведения работ является непрерывность бизнес процессов во время переноса вещания в новый комплекс. По окончании переноса вещания существующий комплекс на старой площадке должен остаться в качестве полнофункционального резерва нового комплекса и, в случае форс-мажорных обстоятельств на новом комплексе, самостоятельно работать по крайней мере в течение двух недель. Функциональная схема нового технологического телевизионного комплекса представлена на рис 2. Комплекс рассчитан на воспроизведение трех телевизионных каналов ("СТС Первый развлекательный", "Домашний" и "ДТВ") на пять регионов (Москва, 0, +2, +4, +7) и 1 предпросмотр (+8 или 9) каждый.

4.jpgКроме того, предусмотрено международное вещание CTC-International на три региона с одним предпросмотром. Каналы международного вещания готовы к переводу на телевидение высокой четкости. Все законченные производством видеоматериалы сторонних агентов поступают в аппаратную перегона в файловый формат (этап Ingest). Основным файловым форматом хранения видеоматериалов в "СТС Медиа" выбран IMX 50. Соответственно, все поступающие материалы преобразовываются в этот формат и сохраняются в сервере Ingest. Значительная часть материалов до сих пор приходит на видеокассетах. Кроме того, компания имеет большой архив на видеокассетах, поэтому все четыре рабочих места преобразования в файловый формат оснащены мультиформатными видеомагнитофонами серии Betacam. Для других ленточных форматов есть мультиформатный видеомагнитофон серии DV (DVC Pro 965) и видеомагнитофон HDCAM. В случае поступления материалов в файловом виде каждый файл должен быть отсмотрен вручную на соответствие названия и содержания, и обязательно должна быть проведена проверка качества с помощью сервера QuiC, а при необходимости — и коррекция материала по громкости (Loudness Control). Медиаматериалы, поступающие в компанию в различных файловых форматах, на рабочем месте файлового захвата преобразуются в основной файловый формат и приобретают свой индивидуальный номер (ID). Из сервера Ingest материалы могут быть переданы в электронную библиотеку либо прямо в эфирные серверы. Видеоматериалы собственного производства монтируются в собственных монтажных аппаратных на двух разных платформах (MAC и PC).

5.jpg

Для производства анонсов, шапок, заставок и прочих межпрограммных материалов в рамках нового телевизионного комплекса создан комплекс станций нелинейного монтажа на базе общего дискового массива Xsan объемом 100 ТБ. В комплекс входит 14 станций нелинейного монтажа Final Cut Studio. Каждая станция оснащена двумя компьютерными мониторами, одним видеомонитором, звуковым микшером, двумя аудиоколонками. В этот комплекс входят также три станции аппаратного озвучивания Pro Tools HD (MAC), подключенные к тому же дисковому массиву. Одна из аппаратных имеет в своем составе дикторскую кабину. Кроме того, для производства сериалов, фильмов и прочих программ создан комплекс на основе современного дискового массива UNITY ISIS 5000 компании Avid, создаются рабочие места для подключения имеющихся у "СТС Медиа" монтажных станций Avid Media Composer и станций озвучивания Pro Tools HD на РС. Общий объем зеркалированного дискового массива – 44 ТБ. Данный массив обеспечивает возможность увеличения общего количества рабочих станций до 40 штук. Завершенные производством материалы и в том и в другом случае передаются непосредственно в единое дисковое хранилище системы управления цифровыми медиаактивами (МАМ). Для каждого файла, вне зависимости от того, какими путями он попал в систему, создается копия низкого разрешения. Система МАМ имеет 20 рабочих мест, оборудованных ПО Invenio Client, и 40 рабочих мест, оборудованных ПО Invenio Web Client. ПО Invenio Web Client может открываться непосредственно из ПО Provys. Пользователи могут просматривать копии низкого разрешения и при необходимости делать разметку. На этом этапе определяется пригодность материалов к эфиру. Неготовые материалы могут быть отправлены на доработку производителю либо в тот или иной комплекс монтажных аппаратных. Готовые к эфиру материалы направляются в электронную библиотеку и по мере необходимости включаются в эфирное расписание. 

6.JPGВ экстренных случаях, когда нет времени на нормальное прохождения видеоматериала, он может быть оцифрован непосредственно в эфирный сервер, а затем уже, с правками или без них, редакторы перенаправят его в электронное хранилище. Малый цифровой ленточный архив на резервной площадке получает данные синхронно с большим архивом. Примерно каждую неделю в нем потребуется производить замену части картриджей на чистые. Таким образом, на резервной площадке будет накапливаться запасной комплект картриджей с данными, аналогичный комплекту, имеющемуся в архиве на основной площадке.

Эфирное расписание на текущий день попадает в систему автоматизации HARRIS D-Series из системы Provys примерно за двое суток до начала первого события. Система автоматизации сначала проверяет наличие требуемых материалов в эфирных серверах, затем обращается в систему МАМ за ненайденными материалами. В случае обнаружения осуществляется перенос материалов в серверы воспроизведения. При необнаружении какого-либо материала в указанных системах выдается запрос на получение заявленных материалов. Этот запрос должен быть удовлетворен до момента выхода данного события в эфир. Система автоматизации позволяет вносить оперативные правки в расписание до тех пор, пока не начался эфир исправляемого события.

Новый и существующий резервный эфирные комплексы оснащены серверами воспроизведения Omneon Spectrum. Для автоматической синхронизации эфирных расписаний между основным комплексом и резервной площадкой используются серверы DRSS (DSX™ Remote Schedule Synchronization). Система автоматизации резервного комплекса также постоянно следит за наличием материалов в серверах основного комплекса и, по необходимости, осуществляет перенос материалов из сервера основного комплекса в сервер резервного. Это позволяет обеспечить полную идентичность воспроизведения материалов в эфирных серверах, установленных в основном и резервном телевизионных комплексах.

Общее количество рабочих станций системы автоматизации основного комплекса — 16, из них 12 рабочих станций подсоединяются к Playout Automation (восемь из них — для операторов, четыре — для ответственных выпускающих), и четыре рабочие станции — к Ingest Automation (для операторов записи). Общее количество портов на каждом сервере воспроизведения (основном и резервном) составляет 28, из них 24 предполагаются для воспроизведения и четыре — для записи. Система автоматизации следит за идентичностью материалов в основном и резервном серверах воспроизведения и организует перенос материала в случае необходимости.

Каждый выходной канал видеосервера соединен с усилителем-распределителем, сигнал с которого поступает на две эфирные матрицы — основную и резервную. В комплексе имеется четыре пары эфирных матриц. Каждая их пара относится к одному из телевизионных каналов: "СТС Первый развлекательный", "Домашний", "ДТВ", CTCInternational. С выходов основных и резервных матриц через кадровые синхронизаторы сигналы поступают на устройства графического оформления эфира Imagestore 750 в основных трактах и логоинсертеры-кейеры в резервных трактах.

9.jpgВ свою очередь, сигналы заполнения и врезки от оборудования сервера выдачи графических клипов HMP-1801 компании Miranda соединены с соответствующими входами Imagestore 750. Это позволяет рассматривать сервер выдачи графических клипов в качестве дополнительного источника создания сложных графических схем с использованием 2 DVEэффектов в Imagestore 750. В составе эфирной аппаратной имеется набор программного обеспечения для ручного управления графическими устройствами и для передачи в них необходимых графических элементов. Имеется и отдельная кнопочная панель включения-выключения логотипа на каждом канале.

Два сигнала — основного и резервного тракта — через звуковые ограничители поступают на коммутатор обхода (ChangeOver). Переключение между основным и резервным трактами производится по команде оператора. Затем сигнал поступает на оборудование компрессии, мультиплексирования и электронно-оптический преобразователь и уходит в оптическую линию к станциям "подъема" на спутники, кабельным операторам и на передатчики в эфир.

В технологическом комплексе предусмотрено восемь специализированных мониторов с контролем формы видеосигнала и уровня звука на рабочих местах выпускающих. Такие же мониторы установлены на рабочих местах "захвата", инженеров и ответственных выпускающих. Создано три отдельных блока контроля качества телевизионного сигнала: два на рабочих местах инженеров и одно — в машинном зале.  Они построены на основе оборудования Waveform Monitor WVR7120 фирмы Tektronix и позволяют контролировать как видео-, так и аудиопараметры сигнала. Входы Waveform Monitor подключены к выходам матрицы "захвата" и мониторинга, что позволяет контролировать практически все сигналы комплекса.

Общий мониторинг осуществляется с помощью систем многоэкранного контроля MVP компании Evertz. На входы этих систем поступают сигналы непосредственно с оборудования всего комплекса, а также обратный контроль со спутниковых приемников. Для обеспечения постоянной записи эфира (полицейской записи) используются серверы HP с установленными платами DekTec и программным обеспечением от компании HopsTeam. Данная система позволяет записывать в низком разрешении сигнал с выхода эфирной аппаратной по всем каналам. Непосредственно на изображение накладываются идентификатор канала и текущая дата и время. Записанный материал сохраняется в формате WM9. Одновременно с записью вещания в файлы имеется возможность осуществить просмотр канала в режиме онлайн. Специальное ПО клиента позволяет выбрать интересующий участок материала и сохранить его в формате, пригодном для записи на диск DVD.

Завершает обзор оборудование внутренней замкнутой телевизионной сети (ВЗТС), которое по IP-сетям доставляет клиентам, в том числе и находящимся в новом офисе, по их выбору любой воспроизводимый комплексом сигнал либо эфирные сигналы, сигналы со спутника или от кабельного телевидения.


Источник: журнал «625», август 2011

Автор: Константин Миллер



ОКНО-ТВ Facebook Twitter VK
Copyright © 2011 «ОКНО-ТВ». Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью соответсвующих владельцев. Никакая часть электронных документов не может быть перегруппирована, продана, или скопирована без согласия «ОКНО-ТВ». Предназначено только для индивидуального пользования.