English version
ОКНО-ТВ
Главная  |  О компании  |  Наши работы  |  Контакты  |  OKNO Audio
26.01.2011
АСБ нового поколения. Техническое переоснащение телекомпании НТВ.
С вводом в строй осенью 2010 года аппаратно-студийного блока АСБ-15 (поставки оборудования и монтаж осуществила компания "Окно-ТВ") компания НТВ фактически завершила техническое перевооружение используемого при производстве собственных программ аппаратно-студийного комплекса.

Мнения специалистов и не только:

"Основная задача, которую решала наша компания при переходе на "цифру", заключалась в том, чтобы из-за внедрения новых технологий наши зрители не испытывали никаких проблем", – Людмила Анисина – директор дирекции по обеспечению эфира телекомпании НТВ.

 "Хорошее качество", – отметил В.В. Путин во время посещения АСБ-18 телекомпании НТВ.

 "За последние три месяца я отработала на всех основных цифровых микшерах – Euphonix, Studer, Lawo и других, – сказала Елена Терешкова, главный звукорежиссер компании НТВ, – Euphonix – номер один среди них… остальные более ориентированы для записи звука"

 В настоящее время основой аппаратно-студийного комплекса телекомпании НТВ являются два АСБ нового поколения – АСБ-18 и АСБ-15, аппаратно-студийный блок предыдущего поколения (АСБ-12) и пять студийных павильонов (студии 11, 12, 15, 16 и 19). Технологической особенностью построения студийного комплекса НТВ является возможность подключения любого студийного павильона к выбранному АСБ (кроме АСБ-12).

Данное технологическое решение, в отличие от классического построения АСБ, где каждому студийному павильону соответствует своя режиссерская и техническая аппаратная, позволяет с максимальной эффективностью использовать имеющиеся технические ресурсы и обеспечивает дополнительную гибкость при формировании загрузки различных аппаратных.

Исходя из принятой телекомпанией НТВ технологии производства программ и с учетом накопленного за время эксплуатации АСБ-12 (введен в строй в 2003 году) и АСБ-18 (2008 год) опыта, при непосредственном участии специалистов НТВ и было разработано комплексное технико-технологическое решение для АСБ-15.

Проектирование осуществлялось с учетом исторически сложившейся технологии обмена сигналами между аппаратными НТВ. В качестве основного видеоформата еще в 1996 году на НТВ был принят цифровой стандарт SMPTE-259M, резервный видео – аналоговый, стандарта PAL (в то время основной формат, наряду с SECAM, межстудийного обмена ТТЦ "Останкино", инфраструктуру которого использует НТВ), звуковые линии – аналоговые двухканальные.

В процессе проектирования аппаратных НТВ (АСБ-18 и АСБ-15) пришлось решать целый комплекс проблем. Одна из них – размещение количественно возросшего оборудования и организации рабочих мест в условиях жестко ограниченных площадей аппаратных. Другая – использование только уже имеющихся кабельных линий связи (видео, звуковых и управления) между аппаратными и студийными павильонами. Все это предъявляло особые требования как к выбору оборудования, так и к разработке схемотехнических решений. Тем не менее, в процессе проектирования все эти проблемы были успешно решены.

 Хотя внешне АСБ-15 и АСБ-18 очень похожи, но, при сохранении общей концепции построения, это две принципиально разные аппаратные, и в первую очередь по своим функциональным возможностям.

Аппаратно-студийный блок АСБ-15 предназначен для формирования телевизионных программ из любого используемого компанией НТВ студийного павильона в "прямом" эфире и записи их на видеомагнитофоны и/или видеосерверы. Кроме того, предусмотрена возможность одновременной работы аппаратной и формирования программ из нескольких студийных павильонов, а также возможность формирования двух независимых программ. 

Видеотракт АСБ-15 полностью цифровой (включая мониторинг сигналов), обеспечивает работу как в форматах стандартной четкости, так и ТВЧ (кроме видеокамер и видеомагнитофонов). Источниками видеосигналов являются:

девять камерных каналов (Sony CCU-590), подключаемых к телевизионным камерам выбранного студийного павильона при помощи ручной триаксиальной коммутационной панели; десять внешних линий, из них шесть цифровых и четрые аналоговых стандарта PAL;

пять линий от видеосерверов (цифровых с внедренным звуком);

 четыре видеомагнитофона формата Digital Betacam и два дисковых рекордера Sony.

Для оформления эфира и создания титров используются четыре графических станции Vizrt (оборудование телекомпании НТВ).

АСБ имеет четыре основных программных выхода – два цифровых и два аналоговых – и четыре коммутируемых выхода для обмена с другими аппаратными или записи на видеосерверы (цифровых с внедренным звуком). Кроме того, 46 коммутируемых цифровых и аналоговых выходов разведены на все студийные павильоны для подачи сигналов на служебные студийные мониторы или устройства отображения (LCD, видеостены и т.д.) оформления студийных павильонов. Причем выбор сигналов осуществляется при помощи панелей управления видеоматричным коммутатором, расположенных непосредственно в студийных павильонах.

 Видеомикшер компании Ross Video, модель QMD, 48 HD/SD входов, 16 конфигурируемых выходов. При прочих равных характеристиках – три M/E-линейки, 32 источника в "прямом" наборе на панели управления, четыре DSK на каждой из M/E-линеек и четыре DVE, данная модель выгодно отличается от своих конкурентов небольшими габаритами основного блока (высота 3RU), широким набором различных интерфейсов и большим выбором функциональных возможностей. Кроме того, интуитивно понятный интерфейс управления и возможность оперативной загрузки выбранной конфигурации, что особенно важно с учетом принятой на НТВ технологии, также сыграли определенную роль при выборе данной модели.

Цифровой матричный коммутатор – Evertz Xenon 6464 с опцией X-Link, модули обработки сигналов тоже производства компании Evertz.

Выбор Evertz был обусловлен не только высокими техническими характеристиками выпускаемого этой компанией телевизионного и связного оборудования, но и наиболее прогрессивными, или, как сейчас модно говорить, инновационными, технологическими решениями. Так, например, комбинация цифровых матричных коммутаторов (Xenon, EQX и других моделей) с опцией X-Link и системами "мультивьюеров" (MVP или VIPX) позволяет не только существенно уменьшить необходимую размерность матрицы и, соответственно, количество используемых кабельных соединений, но и получить новые возможности (мониторинг выходных сигналов матрицы в режиме "динамической" индикации набранного "входного" источника).

Другой особенностью Evertz является разработанная данной компанией программа управления и мониторинга состояния всех модулей и блоков, входящих в систему, – VistaLink. Причем мониторинг состояния может осуществляться не только для оборудования производства компании Evertz, но и для оборудования других компаний (что выгодно отличает данную систему от аналогичных программ других производителей). Единственно необходимым условием для мониторинга состояния модулей сторонних производителей является поддержка эти-ми устройствами протокола SNMP.

Звуковой тракт АСБ-15 позволяет принимать и обрабатывать сигналы, поступающие по 50 микрофонным линиям из пяти студийных павильонов, 10 двухканальным внешним аналоговым линиям, четырем телефонным гибридам и от других источников (аналоговых, моно или стерео) сигналов (всего 130 аналоговых входных линий). Кроме того, 26 цифровых каналов AES и 12 SDI-линий с 16канальным внедренным звуком для каждой из них обеспечивают возможность включения в тракт практически любого из потенциально возможных источников звуковых сигналов.

Выходные сигналы – 96 аналоговых линий, 30 цифровых каналов AES и четыре 16-канальных линии SDI с внедренным звуком. 

Помимо двух основных программ (моно и стерео), звуковой тракт формирует четыре независимые программы звучания и четыре канала оповещения для студийных павильонов, команды ведущим "на ухо" (по две для каждого из студийных павильонов) и дополнительные звуковые и служебные программы для записи на видеомагнитофоны и видеосерверы и раздачи другим потребителям.

Тракт построен на базе цифрового микшера (консоли) Euphonix System-5B (индекс "В" – Broadcast – в названии модели означает специализированную версию, разработанную для эфирного вещания).

Консоль имеет 56 фейдеров панели управления, 160 цифровых каналов обработки, 32 шины микширования, 24 групповые шины, 24 шины дополнительно назначаемых выходов (AUX) и может одновременно формировать до 16 программ различных форматов – от моно до стерео 7.1. Выбор данной модели обусловлен высокой надежностью продукции Euphonix (консоль имеет 100% резервирование DSP и, естественно, блоков питания и управления, модульную конструкцию панели управления и индивидуальные каналы управления (TCP/IP) для каждого из восьми модулей фейдерных линеек). System-5B отличается понятным интерфейсом управления каналами с возможностью регулировки восьми параметров в прямом доступе и позволяет оперативно изменять конфигурацию и назначать каналы на линейки непосредственно с панели управления.

 В состав тракта также входит цифровая звуковая MADIматрица (Euphonix SH-612) размерностью 768768, синхронизированная с видеоматрицей, телефонные гибриды Sonifex, внешние устройства обработки звуковых сигналов компании TC Electronics, устройства мониторинга (Genelec) и индикации уровня (DК-Audio) звуковых сигналов.

Систему управления и контроля АСБ-15 можно условно разбить на три уровня, формально независимых, но, тем не менее, связанных между собой.

Первый уровень – управление видео- и звуковыми матричными коммутаторами (используется контроллер управления компании Evertz – SC-1000);

второй уровень – формирование сигналов Tally и команд управления (TSL TM2-Plus, Evertz Xenon и Ross QMD);

третий уровень – формирование служебных команд ("Микрофон включен" или On Air) для каждого студийного павильона в зависимости от выбранного режима работы. Последнее, как не странно, оказалось наиболее сложным. Однако, с использованием специально разработанных компанией LES по заказу НТВ интерфейсов и возможностей логического программирования пульта Euphonix, и эту задачу удалось успешно решить.

В данной статье ничего не говорится про систему служебной связи, это продиктовано тем, что во всех аппаратных задействована штатная система, используемая НТВ на базе матриц Drake и Trilogy, и задача инсталляции новой не ставилась.

Не претендуя на исключительность, тем не менее, можно предположить, что в настоящее время, по совокупности реализованных технических решений, аппаратная АСБ-15 телекомпании НТВ является, пожалуй, одной из наиболее "продвинутых" студийных аппаратных из тех, что эксплуатируются на территории России и СНГ и, возможно, Восточной (и Западной) Европы.

 Состав оборудования аппаратно- студийного комплекса телекомпании НТВ

 АСБ-12 (введен в эксплуатациюв 2003 г.):

 видеотракт цифровой, звуковой – аналоговый двухканальный;

видеокамеры Sony BVP-E10 и CCU-550, штативы Vinten, объективы Canon;

видеомикшер Phillips Xten-DD 2;5 M/E, 36 входов, 12 выходов;

видеоматрица Phillips Triton 32×32;

система управления Phillips Jupiter;

инфраструктура – модули Snell&Wilcox;

видеомониторинг – NEC 61”×2 и Miranda Kaleido (впоследствии заменен на Evertz MVP-3000);

видеомониторы Sony серии PVM;

звуковой микшер Soundcraft B800;

звуковая аналоговая матрица Phillips Triton 32×32;

измерительное оборудование Leader;

поставка оборудования – компания "Окно-ТВ", монтаж – ТТЦ "Останкино".

 

АСБ-18 (введен в эксплуатациюв 2008 г.):

 видеотракт цифровой, звуковой – цифровой;

видеокамеры Sony BVP-E30 и CCU-590, штативы Sachtler, объективы Canon;

видеомикшер Sony DVS-9000 SDI 2;5 M/E, 51 вход, 12 выходов;

видеоматрица Evertz Xenon 64×64;

система управления Evertz SC-1000;

инфраструктура – модули Evertz;

видеомониторинг Planar LCD 46"×6 и Evertz MVP-3000;

видеомониторы Sony серии BVM и PVM, JVC серии DT;

звуковой микшер Euphonix System-5B;

звуковая цифровая матрица MADI – Euphonix SH-612 768×768;

измерительное оборудование Tektronix;

поставка оборудования и монтаж – компания "Окно-ТВ".

 

АСБ-15 (введен в эксплуатациюв 2010 г.):

 видеотракт – цифровой SD/HD, звуковой – цифровой;

видеокамеры Sony BVP-E30+CCU-590, штативы Sachtler, объективы Canon;

видеомикшер Ross Video QMD 3 M/E, 48 входов, 16 выходов;

видеоматрица Evertz Xenon X-Link 64×64;

система управления Evertz SC-1000 и TSL TM2-Plus;

инфраструктура – модули Evertz;

видеомониторинг Planar LCD 46”×6 и Evertz VIPX-16Х2×6;

видеомониторы JVC серии DT;

звуковой микшер Euphonix System-5B;

звуковая матрица цифровая MADI Euphonix SH-612 768×768;

измерительное оборудование Tektronix;

поставка оборудования и монтаж – компания "Окно-ТВ"


Автор: Юрий Киринов

Источник: журнал"625" январь 2011



ОКНО-ТВ Facebook Twitter VK
Copyright © 2011 «ОКНО-ТВ». Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью соответсвующих владельцев. Никакая часть электронных документов не может быть перегруппирована, продана, или скопирована без согласия «ОКНО-ТВ». Предназначено только для индивидуального пользования.