English version
ОКНО-ТВ
Главная  |  О компании  |  Наши работы  |  Контакты  |  OKNO Audio
29.05.2012
Цифровой видеоархив упрощает работу и экономит ресурсы
Видеоархив телеканала — это хранилище самых ценных активов. Цифровой архив может решать разные задачи. Для отдела новостей,...

Архиважно!

Цифровой видеоархив упрощает работу и экономит ресурсы

Видеоархив телеканала — это хранилище самых ценных активов. Цифровой архив может решать разные задачи. Для отдела новостей, к примеру, важно не только хранение материалов, но и активное их использование. «Если материалы лежат «мертвым грузом», не используются и не предполагают дальнейшего использования, то смысла в архиве нет», — поясняет инженер компании ОКНО-ТВ Владимир Лычаков. Поэтому для региональных телекомпаний, прежде всего, нужно определиться, как активно компания пользуется или собирается пользоваться своим же архивом.

     Кассетные плантации

     Форматы и носители, на которых телеканалы хранят видеоматериал, отснятый за долгие годы работы, теряют актуальность. Еще недавно популярные кассеты Betacam доживают свои последние годы — в ближайшее время производство воспроизводящего оборудования этого формата прекратится. Когда это произойдет, материалы, записанные на них, станет трудно воспроизводить. Поэтому уже сейчас данные лучше переводить в более подходящую цифровую форму для того, чтобы обеспечить возможность их дальнейшего использования в будущем. Один из вариантов — создание архива на базе IT-технологий, когда все нужные видеоматериалы будут переведены в универсальную файловую форму, позволяющую при необходимости оперативно найти нужный фрагмент или фильм, а также конвертировать его в нужный формат. Подобную оцифровку осуществляет в настоящее время медиахолдинг ВГТРК, для которого, в рамках проекта, выполняемого компанией ОКНО-ТВ, был разработан и внедрен соответствующий технологический процесс.
     Опыт ВГТРК и других каналов говорит о том, что при переходе на цифровую систему архивации важно учитывать два аспекта: первый — хранение в форме, которая обеспечит максимальное продолжительное хранение медиаматериалов, второй — доступность, то есть, возможность предоставления материала потребителям для использования внутри компании или за ее пределами. То есть, с самого начала телекомпания должна понять, как будут использоваться архивные материалы.

     Как пояснили в Службе единого телерадиофонда ВГТРК, переход на цифровую систему хранения помогает экономить на пространстве: «Эти «плантации» стеллажей с кассетами занимают очень много места», — поясняет Евгений Волков, руководитель отдела развития и программного обеспечения. Оно и понятно — в архивах холдинга накоплено более ста тысяч часов разнообразного видео, и это без учета региональных филиалов. Кроме того, бюджеты, которые тратятся на покупку традиционных видеокассет, чрезвычайно велики. В ВГТРК подсчитали, что инвестиции в создание цифрового архива окупятся за счет экономии расходов на покупку и хранение кассет.
     «Мы с цифровым архивом вскочили в последний вагон уходящего поезда, — признается Евгений Волков. — Сама идея цифрового архива появилась лет пять назад, за это время мы проделали достаточно большую работу: больше года потратили на исследование рынка, общение с потребителями, изучение иностранного опыта. А непосредственная реализация технической части началась в мае прошлого года: был построен центр обработки данных, и на данном этапе мы находимся в состоянии его модернизации, дальше будет расширение».

   

     Проект цифрового архива стал первым шагом на пути перехода ВГТРК к полностью безленточному производству. Переход решено было начать именно с внедрения централизованного цифрового архива, потому что когда накопленный массив качественно описанных и доступных материалов интегрирован в общую систему подготовки новостей, его роль становится крайне важной. Оцифрованный архив позволяет облегчить поиск и отбор материала, а также более эффективно использовать уже имеющиеся материалы.

     «Плантации» стеллажей с кассетами занимают очень много места, а на приобретение кассет тратится немало денег. Инвестиции в цифровой архив окупятся за счет экономии расходов на покупку и хранение кассет.

     Роботы на страже качества
     «Законодателем мод» в области архивации телевизионных материалов у экспертов считается компания Front Porch Digital. Как поясняет специалист по архивным решениям из компании ОКНО-ТВ Владимир Лычаков: «Решения от Front Porch Digital выверены временем и являются индустриальным стандартом, с которым сравниваются и к которому стремятся другие производители аналогичных решений. Front Porch Digital предлагает решения для больших и средних архивов (линейка продуктов DIVArchive), интегрируемых в существующие технологические комплексы оборудования и программного обеспечения, так и небольшие компактные решения (линейка продуктов DIVAworks) — все эти решения позволяют автоматизировать хранение и использование медиа-материалов на ленточных картриджах с данными». Также Front Porch Digital предлагает решение SAMMA SOLO — уникальную систему, которая позволяет оцифровывать существующие кассетные материалы в файлы с широким выбором форматов (включая JPEG2000 lossless). В задачу SAMMA SOLO входит преобразование всех входных сигналов в файловую форму и ведение мониторинга качества сигнала всех входных систем в процессе оцифровки. По сути, система автоматизирует оцифровку кассет, привлекая оператора только в случае обнаружения проблем с работой сервосистем видеомагнитофона или выхода параметров входных сигналов за пределы допустимых значений, и после устранения причин, вызвавших эти проблемы, позволяет «откатить» кассету назад в нужное место и правильно перезаписать необходимый кусок или всю кассету целиком.

     В ВГТРК этот функционал используется для информирования оператора о потенциальных проблемах с оцифрованным материалом. В случае проблем SAMMA SOLO отматывается на проблемный участок и ждет вмешательства оператора. Для оператора сигналом к тому, что что-то не так, является остановка SAMMA SOLO и остановка инжеста. «У нас есть ряд очень старых кассет Betacam SP, которые воспроизводятся нормально только на тех моделях магнитофонов, на которых были записаны. При использовании современных магнитофонов, видеоизображение искажалось, смешалось соотношение цветовых компонент сигнала. Пришлось искать по компании эти древние магнитофоны, в том числе и среди списанных. Если же говорить о вмешательстве оператора, то оно требуется для принятия грамотных решений в подобных случаях», — поясняет Евгений Волков.
     Вообще подготовительный период перехода на безленточное производство требует больших затрат людских ресурсов, которые будут участвовать в потоковой массовой оцифровке. За одну рабочую смену, за 8 часов можно перевести 6 часов материала с одного поста инжеста. Зная примерный объем имеющегося архива, не трудно определить планы и графики оцифровки, вычислить необходимое количество рабочих мест.
     Людские ресурсы понадобятся и для описания сохраненных данных: «В ВГТРК сотни тысяч часов видео. Без описания такое обилие накопленного материала теряет смысл — нет описания, нет возможности найти материал. Все освободившиеся после перехода на цифровое архивирование сотрудники будут переориентированы на описание материалов с тем, чтобы составить правильную структуру метаданных. Так что пока мы планируем увеличение штата для описания материалов», — говорит начальник отдела развития и программного обеспечения Службы единого телерадиофонда ВГТРК.

     Современная техника позволяет максимально автоматизировать процесс оцифровки видеоконтента. Вмешательство специалиста потребуется только в случае каких-либо проблем.

  

     Контентный клондайк
     Инженеры ОКНО-ТВ предложили ВГТРК создать многоуровневую систему хранения, которая разделяет материалы по качеству, объему и времени хранения файлов. Самые «тяжелые» (то есть, оцифрованные в максимальном качестве) материалы отправляются на так называемый нижний уровень хранения, откуда
достаются в исключительных случаях. Эти картриджи стоят на полках в кассетохранилище. Для оперативной работы создаются облегченные копии, которые лежат на среднем уровне (они записаны в принятых в ВГТРК производственных форматах IMX50 и IMX30). Для быстрого просмотра делаются еще превью-версии или проксикопии (в формате MPEG-1, MPEG-4). Доступ к прокси-версиям — мгновенный.
     Интегрированная система медиаменеджмента Dalet позволяет найти материалы в архиве, используя в качестве клиентской части обычный браузер. После аутентификации пользователь получает доступ к архивным материалам в соответствии со своими правами и может их искать, отсматривать в просмотровом качестве и запрашивать доставку материалов в высоком разрешении в производственную систему. Функции монтажа, равно как и другие операции редакти рования материалов, архивная система не предоставляет. Работа с материалами происходит уже после доставки их потребителю в существующих производственных комплексах.
     В ВГТРК на данный момент полностью реализована архивация медиаконтента — оцифровка медиаматериалов, архивация на ленточную библиотеку и их описание. Сейчас ведется работа над тем, как организовать комфортный поиск, выдачу материалов, иными словами, интеграцию с потребителями: «На данный момент у нас ограниченный круг потребителей, и они относительно нетребовательны. Мы можем позволить себе работать с перерывами. Сейчас архивная служба ВГТРК работает автономно — происходит оцифровка, отладка внутренних рабочих процессов. На следующем этапе мы начинаем работать на внешнее производство, что подразумевает работу в режиме 24х7 и одновременно с этим постоянное расширение».
     При оцифровке кассетных материалов у Службы единого телерадиофонда ВГТРК возникали проблемы технического характера. «Поскольку требования к архиву менялись и уточнялись в процессе его построения, пришлось серьезно пересмотреть схему IT инфраструктуры, прорабатывались системы хранения данных, программное обеспечение. Систему Dalet пришлось доработать под наши требования, потому что одного архивного приложения, отвечающего нашим запросам, практически не существует, а большинство MAM-решений не приспособлены под архивы или, по крайней мере, под такие сложные архивы, как у нас. Ведь наши требования к производству сложные, они касаются прав, большого количества форматов, систем описания метаданных. Но все трудности так или иначе решаются вместе с нашими партнерами», — говорит Евгений Волков.
     Владимир Лычаков из ОКНО-ТВ поясняет, что нюансы возникали по причине уникальности проекта: «Цифровой архив ВГТРК достаточно сложный, требует интеграции с большим количеством разнородных потребителей архивных материалов вместе с унификацией и централизацией хранения архивных материалов в масштабах всего медиахолдинга ВГТРК. В случае отдельных комплексов проблем будет гораздо меньше — там проще процессы, проще технологии, что в целом удобнее для реализации».

Источник: MediaProfi, № 5 [50] 2012



ОКНО-ТВ Facebook Twitter VK
Copyright © 2011 «ОКНО-ТВ». Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью соответсвующих владельцев. Никакая часть электронных документов не может быть перегруппирована, продана, или скопирована без согласия «ОКНО-ТВ». Предназначено только для индивидуального пользования.